- Горельеф
-
ГОРЕЛЬЕ́Ф (франц. haut-rélief — букв. "высокий рельеф") — вид скульптуры, в к-ром изображение выступает над плоскостью фона б. чем на половину своего объема. Г. чаще встречается в архитектуре, но может существовать самостоятельно. Для Г. используются камень, бронза, дерево и т. п. В одном произв. нередко применяются рельефы разной высоты, создающие неск. планов. Г. успешно использовались в античную эпоху (метопы Парфенона в Афинах, 5 в. до н. э.; Пергамкий алтарь, 2 в. до н. э. и т. д.). Пример сочетания низкого рельефа с Г. в эпоху Возрождения — "Райские двери" Флорентийского баптистерия (1425—52). В Др. Руси Г. встречаются в 14—15 вв. в церк. и светской архитектуре, в качестве украшения крестов (фигура Христа на кресте Никольского погоста близ Ростова Великого, 14 в.,), икон (Г. "Чудо Георгия о змие", 16 в. Широкое распространение Г. получает в России 18 — 1-й пол. 19 в. Превосходный пример сочетания разл. видов рельефа — скульптурный декор, в т. ч. иконостаса Петропавловского собора (1722—26). Иск-вом Г. владели такие крупные мастера, как Ф. Г. Гордеев, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др. Сер. и 2-я пол. 19 в. отмечены созданием И. П. Витали колоссальных Г. зап. и юж. фронтонов Исаакиевского собора. Г. используют во 2-й пол. 19 в. М. М. Антокольский, М. О. Микешин и др. Модерн рубежа веков вызвал к жизни разнообразие форм скульптуры, в т. ч. и Г. Иск-во Г. получает широкое распространение в 1930—50-е гг., в тематике наблюдаются разнообразные проявления культа личности. 1960—80-е гг. открывают новый этап в использовании Г.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.